Тем не менее, с конца 2001 года, когда государство решило восстановить контроль над советскими алкогольными торговыми марками, началась борьба за "русскую водку", в которой основными соперниками выступили федеральное казенное предприятие (ФКП) "Союзплодоимпорт" и группа S.P.I. предпринимателя Юрия Шефлера.
Два года назад Роспатент зарегистрировал словосочетание "русская водка" как наименование по месту происхождения за ФКП "Союзплодоимпорт". Представители S.P.I. (СПИ-РВВК) подали возражение в палату по патентным спорам Роспатента, но в жалобе было отказано. В сентябре 2005 г. компания обратилась в Арбитражный суд Москвы, потребовав признать действия палаты незаконными, пишет газета "Ведомости". По словам гендиректора ФКП Владимира Логинова, вчера суд отказал СПИ-РВВК в иске.
Юристы уже называют процесс "политическим", а ФКП тем временем пытается получить права на "русскую водку" и в США, чтобы запретить там S.P.I. продавать водку Stolichnaya как "русскую". Еще в прошлом году "Союзплодоимпорт" обратился в американское патентное ведомство с целью получить сертификационный знак "русская водка" на территории США, ссылаясь на свидетельство о владении аналогичным наименованием в России.
В случае успеха ФКП сможет запретить продажу в США любой "русской водки", выпущенной не в России. "У РФ, как и у любого государства, есть право идентифицировать свои товары, в том числе водку, так как Россия — родина водки", — объясняет Логинов и приводит в пример подобные наименования — Cognac и Champagne.
Вообще ситуация чем-то напоминает известную притчу о слоне и моське. По данным Impact Databank, в 2004 году продажи алкоголя S.P.I. составили $3,59 млрд, в то время как доход ФКП, по его собственным данным, в этом же году составил 100,5 млн рублей, а чистая прибыль – 38,4 млн рублей.
Однако, моська может пребольно кусаться, ведь если ФКП победит и приобретет сертификацию в Америке, то S.P.I. получит ощутимый урон, сравнимый с объемами продаж: по данным адвокатской конторы Quinn Emanuel, которая представляет интересы ФКП, в этой стране объем продаж группой S.P.I. напитков Stolichnaya и Moskovskaya составляет порядка $600 млн в год.
Тем не менее, в S.P.I. сомневаются, что ФКП удастся получить права на "русскую водку" в США. "Заявка не может быть основана на свидетельстве Роспатента и будет отвергнута, в том числе и из-за того, что ФКП не является производителем водки", - уверен Скурихин. Кроме того, зампред совета директоров группы считает, что ФКП получило права на это наименование незаконно, а группа намерена обжаловать решение суда.
"Закон позволяет приобретать такие права производителям, а ФКП ничего не производит, у них нет заводов и даже лицензии на выпуск водки", - цитируют "Ведомости" слова Скурихина.
По мнению некоторых экспертов, этот спор лежит скорее в политической плоскости, и давать какие-либо прогнозы довольно сложно, но шансы S.P.I. выиграть процесс в России выглядят "довольно призрачными". А у ФКП тоже могут быть сложности с сертификацией, так как у русской водки нет особых свойств, которые обусловлены человеческими или климатическими факторами, характерными только для России, поэтому регистрация такого наименования вызывает много вопросов.
Напомним, что на сегодня под контролем ФКП находится российский рынок водок "Столичной", "Русской" и "Московской", и также оно получает плату за использование этих товарных знаков, а S.P.I. контролирует зарубежный рынок продаж водок Stolichnaya и Moskovskaya, выпущенных на заводах в Риге и Тамбове. Кроме того, S.P.I. является совладельцем завода СПИ-РВВК в Калининграде.
Источник: © «КМ Онлайн»
Полный текст статьи: http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=1EDBADB532EF4DAFB3887A9B33624D77