Андрей Капитонов, Елена Маковкина
Тогда, в 1991, государственное Всесоюзное внешнеторговое объединение (ВВО) «Союзплодоимпорт» преобразовалось в акционерное общество, которому и перешло монопольное право на экспорт известнейших на Западе марок отечественной водки – «Московской», «Столичной» и других. У развалившегося к середине 90-х предприятия Юрий Шефлер и созданное им ЗАО «Союзплодимпорт» выкупил 43 товарных знака водочной продукции за 300 (!!!) тысяч долларов.
Заводы отстегивали Шефлеру за производство водок под известными с советских времен названиями. Прибыль предприятия росла.
Тогда-то государство и решило вернуть экспортные марки в свое распоряжение. Для этой цели создано Федеральное казенное предприятие (ФКП) «Союзплодоимпорт», которое возглавил Владимир Логинов.
Решение принималось оперативно. Очевидно, Касьянов не хотел, чтобы столь «стратегическое» ФКП попало «не в те руки». Назначение Логинова в обход почти всех предусмотренных законом норм (что, в последствии и выявила проверка Счетной палаты) прошло оперативно и под личным контролем премьер-министра. Из наиболее интересных фактов отметим, например, что на выборную должность руководителя Федерального казенного предприятия, Владимир Логинов был назначен с нарушением и на безальтернативной основе. Кроме того, даже по прошествии года с момента назначения с генеральным директорам ФКП «Союзплодоимпорт» так и не был заключен трудовой договор – Логинов работал «на нелегальном положении».
И это не удивительно, принимая во внимание характер его дальнейшей деятельности на вверенном «старшими товарищами» посту.
Деньги в бутылках и банках
Вот только одна странность: ЗАО «Союзплодимпорт» приносил вполне ощутимую прибыль, а ФКП «Союзплодоимпорт» - уже несколько лет остается убыточным и финансируется из бюджета. И это несмотря на то, что Логинов выдает лицензии не только на водку, но и на печень трески, мясо краба, коньяк, портвейн и многое другое. Это и есть схема Касьянова-Логинова, отработанная еще в конце 90-х.
Практически всю полученную прибыль «Союзплодоимпорт» переводит на счета в западные банки якобы на покрытие судебных издержек. Сначала специально подобранные адвокаты с шумом отстаивали марки «Stolichnaya» и «Moskovskaya» в судах США. Деньги осваивались в основном печально известным нью-йоркским банком.
Теперь борьба за экспортную водку подходит к концу, но денег хочется всегда, особенно теперь, учитывая политическую обстановку в стране. Поэтому «Союзплодоимпорт» якобы руководствуясь государственными интересами через Федеральную службу по патентам и товарным знакам, которая фактически полностью подчиняется Логинову, возвращает себе марки коньяка «Московский», портвейна «Кавказ» и «Советского» шампанского. «Союзплодоимпорт» начинает выдавать лицензии. Но эти деньги (около рубля с каждой бутылки популярнейших напитков) вновь не попадут в доходную статью бюджета. Потому что одновременно руководство службы по патентам и товарным знакам объявляет о своем согласии с тем, что Франция обладает эксклюзивным правом на производство конька и шампанского. Официальное объяснение – желание России вступить в ВТО. Реальное – необходимость создания хорошей репутации для касьяновской пятой колоды. Интересно, долго ли протянет государство, финансирующее собственную оппозицию?
Улыбка бюрократии
Федеральная служба по патентам, интеллектуальной собственности и товарным знакам (бывший Роспатент) в настоящий момент оказалась под фактическим контролем директора ФКП «Союзплодоимпорт». Это поощряется на самом высоком уровне. Проблема, однако, в том, что Логинов, а теперь и руководитель Роспатента Симонов, действуют отнюдь не в государственных интересах, как это кажется тем высокопоставленным чиновникам, кто обеспечивает влияние Логинова на решения Роспатента. Теперь это стало очевидно и не только в том, что касается марок напитков и продуктов питания. Недавно Роспатент фактически санкционировал крупный иск против немецкой компании Siemens, которая в это же время подписала договор с российским правительством о строительстве высокотехнологичного завода. Повод для конфликта с крупным инвестором ничтожный – пенсионеру из Питера позволили запатентовать «смайлики» и поддержали иск против Siemens, использующей улыбающиеся рожицы в своих мобильных телефонах. Станет ли Siemens инвестировать в Россию, создавать рабочие места и инфраструктуру, если уже сейчас компании «не улыбается» J отечественная бюрократия.
Полный текст статьи: http://www.compromat.ru/main/loginov/5koloda.htm