07 апреля 2006
Судебные споры по товарным знакам являются крайне интересной категорией дел.
Товарный знак, это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Под товарным знаком потребители запоминают продукцию определенного вида, и соответственно товарный знак выступает гарантией качества продукции и её принадлежности к определенному производителю.
Споры по товарным знакам, часто становятся делами «громкими», в которых участвуют известные компании, владеющие раскрученными брендами. Именно продукцию таких производителей и подделывают недобросовестные предприниматели, так как использование известных брендов дает дополнительные преимущества при реализации товаров, а также позволяет продавать товар по ценам высоким, относительно рынка подобных товаров. Борьба с контрафактной продукцией занимает основное место в категории дел по товарным знакам. Правообладатель товарного знака (владелец исключительных прав на товарный знак) вправе использовать товарный знак или запрещать его использование другим лицам. Выпуск контрафакта дело крайне выгодное, так как известный и пользующийся спросом товар подделывали во все времена, и будут подделывать.
Другая разновидность споров с товарными знаками, связана с дележкой рынка товаров и услуг крупными производителями. Участниками таких споров обычно становятся одновременно несколько известных производителей, которые, оспаривают права друг друга на интеллектуальную собственность, и таким образом пытаются получить контроль над определенной долей рынка продаж товаров. В этих спорах товарный знак выступает в качестве инструмента борьбы и контроля рынка. Судебное противостояние сторон по таким делам обычно отличается особой длительностью и применением различных дополнительных методов борьбы с конкурентом (обращениями в Федеральную Антимонопольную Службу, Палату по Патентным Спорам). В 2005 году примерами подобных споров можно указать дела, связанные с такими известными товарными знаками, как «Русская водка» (борьба SPI и ФКП «Союзплодимпорт» на рынке алкогольной продукции), товарные знаки «Янтарь» и «Дружба» (ОАО «Петмол» и ЗАО «Карат» за рынок плавленых сырков) и мн. другие.
Чуть ранее, в 2002 – 2004 году были крайне популярны споры правообладателей товарных знаков с владельцами доменных имен. Об этой категории дел много писали СМИ и обсуждали специалисты. Одним из прав владельца товарного знака является использование товарного знака в сети Интернет, в частности в доменном имени и других способах адресации. Основываясь на этом праве, указанном в законе, владельцы товарных знаков стали требовать передачу себе доменных имен, сходных по написанию с товарными знаками. За этот период были судами рассмотрены дела, связанные с такими известными товарными знаками, как Google.ru, Gillette.ru, Comforel.ru, Audi.ru, и много других. В данный момент подобные споры тоже рассматриваются, но в связи с тем, что в судах уже сложилась определенная практика их разрешения, для средств массовой информации они утратили свою актуальность.
Также интересной разновидностью споров с товарными знаками является недобросовестная регистрация товарного знака с целью получения контроля над выгодным бизнесом, или получения денежных средств в качестве компенсации за использование товарного знака. Эти споры также отличаются длительностью, разнообразием видов борьбы, и хорошо освещаются средствами массовой информации. Среди примеров подобных дел в 2005 г. можно привести спор копании «Молтех» и ООО «Копейка Девелопмент» за товарный знак «Копейка», или спор за товарный знак «Автомир» Группы Компаний «Автомир» и Торгового Дома «Автомир».