В начало Товарные знаки
Регистрация товарных знаков
Передача прав на товарные знаки
Споры по товарным знакам
Программы Арбитраж МКТУ 11 Клиенты Контакты
Профессиональная регистрация и судебная защита товарных знаков в РФ с 2003 года ↓↓↓

Нас уже выбрали:

За 15 лет работы более 20,000 компаний уже стали нашими клиентами:

все клиенты

Блог компании:

17 июля 2017

Конфликт Уральских пельменей с Сергеем Нетиевским

Экс-участник и лидер Уральских пельменей обратился в суд с требованием запретить своим бывшим коллегам использовать товарный знак «Уральские пельмени», однако до сих пор вопрос не разрешен.

13 июля 2017

Третьяковская галерея стала общеизвестным товарным знаком

Третьяковская галерея зарегистрировала в Роспатенте свой бренд как общеизвестный в России с 1986 года. Более 100 лет обозначение «Третьяковская галерея» применялось в музейной сфере, и стало широко известно не только в России, но и во всём мире.

12 июля 2017

"Молвест" не получил товарный знак "Молоко родного края"

У молочного холдинга Аркадия Пономарёва не получилось оспорить в суде по интеллектуальным правам у подмосковного производителя масла и майонеза ООО «Кохмайстер Рус» право на товарный знак со словесным элементом «Родной край». «Молвест» пытался зарегистрировать товарный знак «Молоко родного края». В связи с чем, товарные знаки могут быть признаны сходными до степени смешения, и зарегистрировать можно только один из них. Судебное разбирательство «Молвеста» и «Кохмайстер Рус» длилось с конца марта. Роспатент выступал в качестве третьего лица.

другие записи

Отзывы клиентов:

Елена Перова — известная российская певица, телеведущая, актриса, автор песен:
"Большое спасибо юридическому агентству «Интеллект и Право» за оперативность, индивидуальный подход, лаконичность и тёплый приём. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество в областях Интеллекта и Права!"
Владимир Маркин — популярный российский певец, автор и исполнитель песен:
"Компания Владимира Маркина «Трудное детство» выражает благодарность Юридическому агентству "Интеллект и Право" и лично Генеральному директору Алексею Андронову за оказанные услуги по внесению изменений в учредительные документы компании. Мы ценим Ваш профессионализм и творческий подход к решению нестандартных задач! С надеждой на дальнейшее сотрудничество."

все отзывы

Оказываем патентные и
юридические услуги
.
→ Мы с Вами 21 год!!!

Подробнее о компании

Время работы компании: с 10.30–22.30, без выходных.
Отдел товарных знаков 8 /499/ 409-50-70
Звоните бесплатно из России
8-800-302-90-60
Для звонков с мобильных 8-999-925-00-00
_________________ _________________
WhatsApp, Viber, Telegram, Skype: 8-999-925-00-00
Москва — собственный офис, 500м. от м.Октябрьское поле, Бизнес-центр "Маршал" Написать сообщение на E-mail
специалист ответит Вам в ближайшее рабочее время
! Согласовывайте время посещения офиса

Мы работаем со ВСЕМИ регионами России и иностранными клиентами. Находясь в Москве, мы оперативно представляем Ваши интересы в Роспатенте.

Главная Библиотечка

Режим коммерческой тайны

02 июня 2005

Назад к статьям

Как правильно организовать в организации режим коммерческой тайны.

Институт коммерческой тайны крайне важен для обеспечения хозяйственной деятельности коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Это единственный правовой институт, позволяющий предпринимателям обеспечить защиту информации, ноу-хау или имеющих коммерческую ценность идей и начинаний. Потенциально ценные идеи не могут быть защищены авторским правом, или как изобретение и полезная модель. Но несомненно новый оригинальный способ продаж или информация о проведении между крупными игроками определенной части рынка переговоров, также о достигнутых на этих переговорах договоренностях может иметь большую коммерческую ценность и любая организация-конкурент будет заинтересована в получении этой информации. Защитить такую информацию позволяет институт коммерческой тайны, который регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, оборотом такой информации и охраной ее конфиденциальности.

Обладателем коммерческой тайны может выступать только физическое или юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Права обладателя коммерческой тайны возникают с момента соблюдения всех требований указанных в статье 139 Гражданского кодекса РФ и не требуют, какой либо специальной регистрации.

Статья 139 Гражданского кодекса РФ признает коммерческой тайной информацию, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, если к данной информации нет свободного доступа на законном основании, и её обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности информации. Указанное определение отражает все четыре базовые элемента коммерческой тайны, а именно, что:
1) Коммерческой тайной может являться только информация.
2) Коммерческая тайна имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности её третьим лицам.
3) К коммерческой тайне не должно быть свободного доступа на законном основании.
4) Правообладатель коммерческой тайны принимает меры для сохранения её конфиденциальности.

Рассмотрим более подробно требования, предъявляемые к коммерческой тайне:

1. ИНФОРМАЦИЯ.

Для понимания основных принципов коммерческой тайны необходимо четко понимать, что в режиме коммерческой тайны можно защитить только информацию. В Федеральном Законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» указывается, что информацией являются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Поэтому в режиме коммерческой тайны не может быть защищен какой-либо вещественный объект, продукция или товар. Если мы захотим в режиме коммерческой тайны предоставить охрану конкретной продукции, необходимо будет определить, что коммерческую тайну составляют не сама продукция, а сведения о назначении и свойствах данной продукции, её технических характеристиках, химическом составе, дизайне, внешнем виде, а также используемых при её изготовлении оборудовании, технологии и методиках.

Несомненным достоинством института коммерческой тайны является возможность отнести к коммерческой тайне практически любые сведения, которые организация хотела бы сохранить в тайне, а также право определять перечень и состав такой информации принадлежит её обладателем. Предприниматель вправе сам определить, какую информацию отнести к коммерческой тайне. Чаще всего к коммерческой тайне относят финансово-экономическую, научно-техническую, технологическую, производственную информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау), а также сведения, касающиеся структуры организации, разрабатываемых и реализуемых организацией проектах, планах расширения или свертывания деятельности организации, планах инвестиций, закупок, продаж и т.п.

Но при этом следует учитывать, что отнесение информации к коммерческой тайне, сделанное в целях сокрытия правонарушений и нанесения ущерба правам и законным интересам государства, организаций и граждан будет являться злоупотреблением правом, и в силу этого будет считаться незаконным.

Также следует знать, что Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" ограничивает отнесение к коммерческой тайне информации необходимой для налогового и других видов контроля, за субъектами предпринимательской деятельности. В частности на основании данного перечня к коммерческой тайне не могут быть отнесены:
1) учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;
2) документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты);
3) сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;
4) документы о платежеспособности, документы об уплате налогов и обязательных платежах;
5) сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
6) сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба;
7) сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

2. ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ ИЛИ ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ.

Второе требование статьи 139 Гражданского Кодекса Российской Федерации состоим в том, что информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность именно в силу неизвестности её третьим лицам. В практике не сложились четких критериев определения действительной или потенциальной ценности информации в силу неизвестности ее третьим лицам. По общему правилу оценку информации могли бы провести профессиональные оценщики. Но информация является очень специфичным объектом, которая может в любой момент обесцениться, став общеизвестной или известной третьим лицам. Также на данный момент не существует методик, которые могли бы с достоверностью определить коммерческую ценность информации. При этом сама возможность доступа к информации оценщика противоречит еще и принципам коммерческой тайны, как информации составляющей ценность именно в силу неизвестности её третьим лицам. Даже если предположить, что оценщик примет на себя обязательство о сохранении этой информации в тайне, обладатель действительно ценной информации, вряд ли решиться предоставить её оценщику, зная с какой легкостью, может произойти утечка информации. Трудно себе представить, что бы компания «Дзе Кока-Кола Компани» допустила оценщика к секретной формуле своего напитка, хранящегося в строжайшем секрете уже более ста лет, и составляющего значительную часть стоимости её бренда.

Еще большую трудность представляет определение потенциальной ценности информации. Как определить потенциальную ценность информации о результатах проведения переговоров с заказчиком. В данном случае материального выражения такая информация иметь не будет, так как обладающий такой информацией конкурент просто предложит более выгодные условия сделки.

Поэтому оценка действительной или потенциальной коммерческой ценности информации должна проводиться по критерию, может ли информация, при существующих или возможных обстоятельствах в силу её неизвестности третьим лицам помочь обладателю коммерческой тайны увеличить доходы, избежать убытков, сохранить положение на рынке или получить иную коммерческую выгоду.

3. НЕТ ДОСТУПА НА ЗАКОННОМ ОСНОВАНИИ.

Третье требование закона, для отнесения информации к коммерческой тайте, заключается в том, что к информации не должно быть свободного доступа на законном основании. Поэтому к коммерческой тайне не может быть отнесена информация доступная из открытых источников. Как пример к коммерческой тайне не может быть отнесена информация, считающаяся общеизвестной, или опубликованная в средствах массовой информации или в Интернете. Так же к коммерческой тайне нельзя отнести информацию, которую существует обязанность предоставить на основании закона. В качестве примера можно привести информацию, которую продавец обязан предоставить покупателю, производитель потребителю или подрядчик заказчику.

4. МЕРЫ ПО СОХРАНЕНИЮ КОНФЕДЕНИЦИАЛЬНОСТИ - РЕЖИМ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ.

Обладатель коммерческой тайны обязан предпринимать меры по защите конфиденциальности информации. В частности такие меры могут быть организационного, правового и технического характера.

Организационные меры включают в себя определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну, ограничение свободного доступа к такой информации путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за его соблюдением.

Правовые меры включают в себя регулирование отношений с работниками и контрагентами в отношении обязанности по сохранению коммерческой тайны и регулирование условий передачи и использования такой информации,

Фиксирование информации составляющей коммерческую тайну на материальных носителях с указанием грифа "Коммерческая тайна" и её обладателя, а также процедура ознакомление сотрудников с данными носителями под роспись, или передача данных носителей контрагентам по акту, позволяет обеспечить доказательную базу, отнесения конкретной информации к коммерческой тайне и доступ к ней определенных лиц.

Обладатель коммерческой тайны также вправе применять всевозможные средства и методы технической защиты конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, как то хранение информации в охраняемых помещениях, сейфах, банковских ячейках.

В любом случае меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, будут разумно достаточными, если исключат возможность случайного доступа к этой информации любых лиц без согласия обладателя коммерческой тайны и обеспечивают возможность передачи и (или) использования этой информации работниками и контрагентами без нарушения установленного режима коммерческой тайны. Но следует учитывать, что принимаемые по охране конфиденциальности информации меры, не должны представлять опасность для жизни и здоровья людей и нарушать другие законные права и интересы физических и юридических лиц.

5. РИСКИ ОБЛАДАТЕЛЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ.

Но если вы решите вместо того что бы получить патент на изобретения или полезную модель, сохранит информацию в режиме коммерческой тайны, вам следует знать о рисках, которые несет в себе данный режим.

Так лицо, получившее информацию, составляющую вашу коммерческую тайну путем собственных изысканий или другим правомерным способом, будет считаться независимым обладателем коммерческой тайны. При этом такое лицо, как правомерный обладатель данной информации вправе в любое время разгласить её третьим лицам или сделать общеизвестной, и при этом не будет нести ответственности за её разглашение.

Следует учитывать, что в случае, если обладатель коммерческой тайны разгласит её в результате случайности или ошибки, разглашенная информация уже не будет обладать коммерческой ценностью и являться коммерческой тайной. Информация, составляющая коммерческую тайну, представляет ценность именно в силу неизвестности её третьим лицам. Лицо, обладающее коммерческой тайной должно предпринимать меры к защите её конфиденциальности, и несет все риски с несоблюдением данного требования. Было бы не разумно требовать соблюдение режима коммерческой тайны от всех лиц, посмотревших телепередачу, если обладатель коммерческой тайны случайно её озвучит во время эфира.

6. ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ ИЛИ НЕПРАВОМЕРНЫЙ ДОСТУП К КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ.

В отношении ответственности за разглашение коммерческой тайны, следует сказать, что лица, незаконными методами получившие или разгласившие данную информацию могут быть подвергнуты увольнению, лишению свободы, с них может быть взыскан штраф или возложена обязанность по возмещению ущерба.

© Алексей Сергеевич Андронов

Назад к статьям